Двадцать лет назад, 15 декабря 1977 года, не стало Александра Галича.
Дочь поэта Алена Галич рассказывает об отце...
--Алена Александровна, вам удалось восстановить хронологию последнего дня жизни вашего отца? -- Да, удалось. Но только после того, как я смогла выехать в Париж, спустя 13 лет после его гибели, в 1991 году.
-- А почему так долго вас не выпускали? -- Не было оснований для поездки - официально звучит так. Потому что только в 1990 году я получила справку о папиной смерти.
-- И вы провели в Париже свое расследование?
-- Да. Папа записал последнюю передачу и вышел со «Свободы» вместе с
Андреем Донатовичем Синявским, зашли в магазин выбрать антенну к его
«Грюндику», чтобы слушать короткие волны. После того как купили
антенну, папа пришел домой, принял ванну... Это было где-то около
16.00. А Ангелина Николаевна, жена, в это время выходила за сигаретами.
Последние его слова ей: «Придешь, услышишь необыкновенную музыку». Она
пришла и увидела папу лежащим на полу с обугленной полосой на руке и
зажатой в кулаке антенной.
-- Несчастный случай. Вы с этим не согласны?
-- Официально - да, он неправильно подключил в сеть антенну, и от
удара тока не выдержало сердце. Версии были разные - кто-то считал,
его «убрало» КГБ, кто-то - ЦРУ. Я не свидетель, только констатирую то,
что удалось выяснить. Он умер от удара электрического тока. Казалось,
что все так и есть. Проводилось расследование, но его скоро закрыли с
согласия Ангелины Николаевны. Если бы она не согласилась с версией о
несчастном случае, то, как я предполагаю, она лишилась бы поддержки со
стороны «Свободы». А так получалось - смерть от несчастного случая на
рабочем месте.
-- Алена Александровна, а вы помните, каким был для вас день смерти вашего отца, что вы в это время делали?
-- Странное стечение обстоятельств. Тогда я работала в театре во
Владикавказе. И около 16.00 мне стало ни с того ни с сего плохо с
сердцем, вызвали «скорую», меня увезли в больницу. Через два дня из
ординаторской я позвонила бабушке в Москву и узнала, что папы не стало.
Видимо, есть какая-то связь между родными людьми...
-- Ангелина Николаевна пережила вашего отца лет на десять?
-- Девять. Она погибла через девять лет при очень странных
обстоятельствах. Якобы не затушила сигарету, которая упала на одеяло,
одеяло тлело, и от удушья она погибла. Меня это навело на мысль, что
это очень удобно устроенная смерть - ничего не сгорело, а просто все
ценности из дома вынесли.
-- Что представляло ценность в этом доме?
-- Только одно - папин архив. Он исчез.
-- Сколько лет ваши родители прожили вместе?
-- Три с половиной года. И еще два года пытались разобраться в своих
отношениях. В общем, пять лет. Потом мама уехала в Иркутск. Когда она
приехала и узнала о существовании Ангелины, то первой заговорила о
разводе. Папа ей сказал: «Всякое бывает, но ради Алены мы должны
остаться вместе». Мама не согласилась.
-- Она действительно не могла с этим смириться?
-- Просто у мамы и у Ангелины очень разные характеры. Мама всегда
говорила, что она актриса, ей хочется играть. А папой надо было
заниматься. Ангелина, окончив сценарный факультет ВГИКа, все забросила
ради отца и занималась только его делами. Папа - совершенно творческий
человек - не умел договариваться, выбивать, куда-то ходить... Но самое
удивительное, что и мама и папа нашли двух людей, которые их
поддерживали и тащили чисто в житейском плане.
-- По свидетельству очевидцев, Александр Аркадьевич был человек весьма увлекающийся. -- Точно. В романе с женщиной для него был важен не результат, а процесс.
Он пользовался у женщин огромнейшим успехом. Он умел себя держать, умел разговаривать. Был такой смешной случай -- мы пришли в комиссионку покупать мне пальто, и папа просит меня отойти в сторону, чтобы он мог разговаривать с продавщицей «нежно-половым» голосом. И продавщицы таяли и вынимали замечательные вещи из-под прилавка. И тогда папа подзывал меня.
...После того как родители разошлись, я попеременно жила то у мамы с отчимом, то у папы с Ангелиной. Бабушка, папина мама, очень переживала, что я живу то там, то здесь, она меня все время спрашивала: «У тебя с Юрой (народным артистом России Юрием Ивановичем Авериным, маминым мужем) хорошие отношения?» Я говорила: «Хорошие». -- «А с Ангелиной Николавной -- хорошие?» -- «Бабушка, все хорошие, но почему же им не поменяться?..» Вот этого я не понимала: «поменяться» им уже невозможно.
Всем было ясно, что я буду поступать в ГИТИС, и поэтому на точные науки внимания вообще не обращала. Я прогуливала уроки с папой. Мы созванивались, разумеется, но ни я маме, ни он Ангелине ничего не говорили, встречались в условленном месте и шли гулять по бульварам или в кино. Месяца через два это выяснилось, маму вызвали в школу. Не выдержав маминого сурового режима, я прямиком из школы приехала к отцу и сказала, что туда больше не поеду, буду жить здесь. Он сказал: «Оставайся». И тогда отец впервые спустя восемь лет позвонил маме и совершенно спокойным голосом сказал: «Валя, Алена у меня, не волнуйся».
-- И что на это ответила ваша мама? -- «Замечательно, я уезжаю на гастроли».
-- А какие люди были интересны Александру Аркадьевичу, кого он привечал? -- Разные. Однажды папа привел в дом какого-то человека, был, наверное, год 1964-й, папа исполнял свои песни. И этот человек все время спрашивал: «Александр Аркадьевич, ну не может быть, чтобы вы не сидели в лагере?» И этот вопрос шел рефреном через каждую папину песню. Папа извиняющимся тоном говорил: «Нет, я не сидел». А потом не выдержал: «Вы знаете, вообще-то мы все сидели». - «Как?! В каком лагере?» - «Москва». Обстоятельства папиного отъезда мне удалось выяснить лишь два года назад. Он выезжал не через ОВИР, его вызвали в КГБ и предложили в десять дней уехать из страны, сказали, что либо он уезжает за рубеж, либо остается в СССР, но едет на север. Недавно один наш знакомый с Би-би-си сказал мне: более несчастного человека, чем папа, он никогда среди эмигрантов не видел. Работая на «Свободе», папа как-то сказал: «К чертовой матери, лучше уехать назад, пускай даже в Сибирь!» На «Свободе» отцу приходилось не так-то просто, там тоже было давление, которого он не выдерживал.
Это непонятно, ведь у него там было все - признание, пластинки, книги, концерты, у него было даже две работы - радио «Свобода» и еще он редактировал в английской энциклопедии раздел русской поэзии. Он был достаточно обеспеченным человеком, у него была прекрасная квартира, которую ему «Свобода» снимала. Но у него постоянно было ощущение не своей жизни.
-- Жизнь запоминается фрагментами, что вам запомнилось из детства? -- Лежу, болею на Бронной. Приходит папа, приносит мне какие-то книжки, гостинцы и потрясающую английскую голубую пижаму с атласным воротничком. Замечательную. Но куплена она была в комиссионке. Бабушка очень возмутилась, она считала, что в комиссионке нельзя покупать вещи. Кстати, я эту пижаму храню до сих пор. Вообще он любил ходить по магазинам и многие вещи покупал именно в комиссионках.
-- Я слышала, что он зарабатывал, переписывая неудачные сценарии? -- Как он сам это называл -- работал «за негра». Да, ему приносили бездарные сценарии, папа их переделывал, получал за это какие-то деньги.
-- Изменилось ли его отношение к людям? -- Нет. Но он понимал, что люди боятся приходить к нему в дом, и, видя, что человек боится, старался как-то сгладить неловкость. Меня по молодости его всепрощенческое отношение к людям очень сердило, я этого не понимала. А папа всегда искал оправдания для всех.
Ольга ЛУНЬКОВА
Источник: http://www.ogoniok.com/archive/1997/4533/50-52-55/ |